Алексей Бобраков: «Импортозамещение – шанс для наших предприятий»

bobrakov_2m.jpg

Возглавив Промышленность (Неофициальный сайт) в январе 2014 года, Алексей Бобраков оказался на передовой. Экономический кризис лихорадит промышленность, предприятия накопили проблемы, политическая ситуация усугубляется с каждым днем. Антикризисное управление в действии – в интервью министра на Chel.ru.

Промежуточные итоги порадовали


– Алексей Евгеньевич, какие показатели демонстрируют промышленники по итогам первого полугодия?

– Нельзя сказать, что они показывают серьезный рост производства и отгрузки, но и о падении говорить не приходится. Индекс промышленного производства составил чуть больше 102 процентов. К сожалению, этот прирост не такой большой, как нам хотелось бы. В последние два месяца очень хорошие объемы показывают наши металлургические предприятия: Челябинский трубопрокатный завод, «Трубодеталь», ММК. Наши машиностроители в принципе демонстрируют неплохие показатели. Все в среднем работают в объемах предыдущего года.

Вместе с тем мы констатируем снижение объемов отгружаемой продукции на Челябинском металлургическом комбинате, ММК-Метиз. Возможно, причина в некой сезонности спроса на их продукцию.

– Каковы лично ваши впечатления от этого полугодия?

– Что касается меня, сейчас идет активное знакомство с областью. Очень большое впечатление произвела Карабашская промплощадка. То, что там сейчас делает «Русская медная компания», вкладывая колоссальные, по нашим оценкам, денежные средства в модернизацию производства, – это потрясающе. Новый серно-кислотный завод практически создается с нуля. Я думаю, с его запуском экологическая обстановка в Карабаше сильно улучшится. Да, это вопрос не нескольких месяцев, а пары лет, но в конечном итоге ситуация поменяется.

Общее впечатление от южноуральской промышленности весьма положительное. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и трудности, с которыми пришлось столкнуться предприятиям, они работают, преодолевая их. Это радует.

– Чего ждать нашим промышленникам в перспективе?

– О долгосрочной перспективе говорить преждевременно: мы только подвели итоги первого полугодия. В середине ноября обсудим работу девяти месяцев, и тогда уже можно будет строить планы и формулировать прогнозы.

На мой взгляд, наибольший интерес представляют возможности, связанные с импортозамещением, созданием внутриобластной кооперации. Уверен, некоторые предприятия смогут найти дополнительные ниши внутри нашего региона – производства, освоения новых видов продукции и сбыта.

– Какие отрасли при этом требуют сегодня особого внимания?

– Достаточно сложная ситуация сложилась в станкостроении. Такова общероссийская тенденция. По статистике сегодня в стране около 80 процентов станочного парка морально устарело. Сейчас необходимо модернизировать технологии, осваивать новые виды станков. Здесь важно работать в том числе и с зарубежными партнерами, создавать совместные предприятия, перенимать технологии изготовления оборудования. В этом направлении мы сейчас активно работаем. У нас в области есть три предприятия, которые занимаются строительством станков нового поколения. Например, Троицкий станкостроительный завод, попавший в федеральную целевую программу поддержки развития станкостроения.

– Какие задачи сегодня являются приоритетными для министерства именно в сфере промышленности?

– Они созвучны задачам, поставленным перед регионом и.о. губернатора Борисом Дубровским. Это увеличение валового внутреннего продукта в два раза, повышение производительности труда и средней заработной платы. Исходя из этого, наша основная задача – оказать промышленности всестороннюю помощь и поддержку, привлечь по возможности средства федеральных целевых программ, направив их на модернизацию оборудования, увеличение производственных мощностей. Важным является и создание условий для развития полноценной внутриобластной кооперации, импортозамещения. Сейчас мы занимаемся составлением реестра товаров, которые еще недавно ввозились в Россию, и в ближайшей перспективе наши промышленники могут освоить соответствующие технологии уже на наших площадках. Во многом решить эти проблемы поможет инжиниринговый центр дизелестроения, создаваемый на базе «ЧТЗ-Уралтрак» при непосредственном участии ЮУрГУ. Цель его открытия – создать в работоспособную площадку по изготовлению и модернизации дизельных двигателей большой мощности.

ЗЭМЗ выходит из кризиса

bobrakov_3m.jpg

– Чем сегодня живет само ООО «ЧТЗ-Уралтрак»?

– Аналитика говорит следующее: ситуация на заводе непростая, связано это с тем, что очень долгое время никто не занимался модернизацией линейки выпускаемых тракторов. Предприятие имеет громадные промышленные площади – 1,5 млн кв. метров, – которые нужно содержать, обслуживать. У руководства существует утвержденная антикризисная программа: идет модернизация имеющегося продукта, оптимизация всего производства, разработка новых типовых двигателей, их испытание и серийное обслуживание в рамках госконтрактов. К сожалению, наши предприятия, которые используют бульдозеры в своей работе, все больше внимания обращают на китайскую технику, которая, хоть и менее качественна, но и дешевле – экономическая ситуация диктует свои условия. Мы не уверены, что по итогам года «ЧТЗ-Уралтрак» достигнет заявленных объемов производства. Да, он работает, но не теми темпами, которые были запланированы.

Положительным моментом стало то, что предприятие активно включилось в работу по созданию инжинирингового центра. У него все есть для этого: конструкторские и рабочие кадры, производственные площади, технологии, опыт.

– В какой стадии находится возведение в Троицке завода по производству металлического марганца?

– Сегодня завод находится на стадии проектирования. Возведен он будет на площадке неработающего Троицкого дизельного завода. Сейчас разрабатываются экологические стандарты, идет, что называется, привязка оборудования к местности. И.о. губернатора поручил провести в Троицке публичные слушания, ведь сейчас у жителей муниципалитета большое недоверие к новому промышленному производству. То, что нам сейчас заявляет инвестор, и то, какие технологии он пытается применить даже на стадии проектирования, говорит о том, что это будет одно из самых современнейших производств металлического марганца. Такого в нашей стране нет. Получение разрешения на строительство запланировано на второй квартал 2015 года. До этого времени необходимо провести государственную экологическую экспертизу и провести встречу с местными жителями.

– Как решается вопрос вхождения Усть-Катавского вагоностроительного завода в корпорацию «Уралвагонзавод»?

– Окончательное решение еще не принято, продолжаются переговоры. УКВЗ входит в Объединенную ракетно-космическую корпорацию. Несмотря на то, что Усть-Катавский вагоностроительный завод, как и «Уралвагонзавод», занимается трамвайным производством, их нельзя назвать конкурентами. Одни лучше делают салоны трамваев, другие – их техническую начинку. К тому же для обеих госкорпораций (ОРКК и УВЗ) производство трамваев – не основная сфера деятельности. Тем не менее руководство сторон осознает всю его важность. Понимает, что его необходимо поддерживать и развивать, внедрять новые технологии. Последнее озвученное предложение, устроившее всех, – создание совместного вагоностроительного предприятия. Оно находится в проработке.

– Будет ли объединен челябинский завод «Сигнал» с копейским ОАО «Завод «Пластмасс»?

– Оба предприятия входят в госкорпорацию «Ростех» и выполняют гособоронзаказ достаточно стабильно. Да, у них изменились технологии, в результате чего образовался избыток производственных площадей. Однако сложившаяся ситуация лучше, чем в уже упомянутом нами вагоностроительном производстве – по крайней мере у компаний один собственник. Окончательное решение за ним.

– Каково на сегодняшний день положение Златоустовского электрометаллургического завода? Как реструктурированы его долги?


– По той информации, которую в еженедельном режиме предоставляет нам руководство Златоустовского электрометаллургического завода, долги по компенсационным выплатам перед сокращенными работниками ЗМЗ были погашены в полном объеме. Сейчас здесь работает почти 2500 человек. Предприятие начинает наращивать производственные мощности, даже показывает небольшую прибыль. Сегодня златоустовские металлурги вновь отвоевывают у конкурентов занимаемую когда-то нишу рынка спецсталей и сплавов. У руководства ЗЭМЗ есть договоренности о модернизации своей промплощадки. Подписано соглашение с итальянской компанией Danieli по созданию комплекса по производству спецсталей. Так что перспективные планы у предприятия есть, и они достаточно понятны. При этом текущая задолженность его составляет 600 тысяч рублей – не сравнить с десятками миллионов, которые числились на ЗЭМЗ в начале года.

Все опасения, которые высказывали скептики по поводу того, что предприятие обанкротят, разрежут на металлолом и продадут по остаточной стоимости, не подтверждаются. Мы видим четкую программу развития, восстановления производства. Да, она расписана в определенном промежутке времени, и не молниеносном. Но на все нужны инвестиции.

– Когда планируется запустить «Выставку промышленных инноваций» и какие мероприятия запланированы на этой площадке?


– Мы определились со зданием, сейчас там ведутся строительно-отделочные работы, активно набираются участники для создания постоянно действующих экспозиций. Подготовительная работа проделана большая, и много еще нужно сделать. В течение месяца будет озвучена дата открытия выставки.

Что касается мероприятий, планируется, что регулярно будут проводиться биржи субконтрактов, роад-шоу, технологические семинары.

Активы будут пересмотрены

bobrakov_9m.jpg

– Одной из глобальных задач, стоящих перед минпромом сегодня, является эффективное управление имуществом области. За счет продажи непрофильных активов удается существенно пополнить бюджет региона. У всех на слуху история с вертолетом…

– Да, но таких дорогостоящих объектов, как вертолет Bell, в программе приватизации пока нет. Сейчас ведется работа с акциями. Борисом Дубровским поставлена задача провести анализ активов, которые имеются в нашей собственности, и принять решение об их эффективном использовании.

– В связи с чем было принято решение о продаже пакета акций ООО «Народный хлеб»? Уже известно, когда состоятся торги?


– Челябинская область владеет 25 процентами уставного капитала ОАО «Народный хлеб». По предложению Минсельхоза «Народный хлеб» был включен в программу приватизации. Сейчас мы оцениваем стоимость пакета акций, и в середине октября будет принято окончательное решение о том, что делать с этим активом.

Точно так же поступим с остальными 35 акционерными обществами, в которых имеется наша доля, даже мизерная – два процента. Будем делать их оценку и на совещании в правительстве принимать решение о целесообразности их приватизации.

– Земля санатория «Еловое» принадлежит министерству промышленности. Как решаются вопросы с новым собственником и с чем связан упадок здравницы?

– Запустение «Елового» произошло не в одночасье, а развивалось в течение многих лет. Санаторий признан банкротом. Сегодня там работает конкурсный управляющий. В 2013 году был сформирован реестр кредиторов, лоты, и имущество начало продаваться. Сейчас мы находимся в диалоге с новым инвестором.

Думаю, скоро Борис Дубровский соберет по этому вопросу большое совещание, на которое будут приглашены инвестор, а также неравнодушные жители Чебаркуля и Челябинска, интересующиеся судьбой курортной зоны. Да, она уникальная и красивая, но нужно двигаться вперед, и инвестор предлагает нам интересные пути преодоления существующей разрухи. Его задача сегодня – показать свои планы максимально открыто. Вложив туда деньги и создав современные лечебные корпуса, которые будут оснащены необходимым медицинским оборудованием, можно вдохнуть в «Еловое» новую жизнь. При этом важно соблюсти природоохранное законодательство, чтобы сохранить уникальный исторический и природный объект.




Родился 16 февраля 1981 года в Магнитогорске. В 2003 году окончил МГТУ по специальности «технологии машиностроения». Начинал карьеру с должности слесаря-ремонтника ММК. В 2008 году назначен специалистом по кадрам ММК, в 2009-м избран зампредседателя, в 2011-м – председателем Союза молодых металлургов. Депутат Госдумы шестого созыва (2011-2016) от Челябинской области, являлся членом комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Министром промышленности и природных ресурсов назначен 22 января 2014 года.

Текст: Анастасия Гусёнкова
Фото: Олег Каргаполов





Версия для печати

-->

Архив новостей


Апрель 2015

     

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Опрос


Читаете ли вы новости на нашем сайте?





  

Теги


20 лучших товаров Челябинской области 80 лет SCANIA Terex «100 лучших товаров России» «Завод автоклавного газобетона» «ММК-МЕТИЗ» «Радий» «Челябинский компрессорный завод» АЗ «УРАЛ» АЗ Урал Австрия Автозавод УРАЛ Ашинский металлургический завод Балканкар ГРЦ ГРЦ Макеева ГТО Газпром ДСТ Урал ДСТ-Урал Даломо Егор Ковальчук Златмаш Златоустовский машиностроительный завод ИНСИ Иннопром-2013 Конкурс Лучший сварщик Конкурс молодых специалистов ММК ММК-МЕТИЗ Магнезит Магнитогорский крановый завод Мечта Миасский машиностроительный завод ОАО "ММК" ОАО "ЧМЗ" ОАО «ГРЦ Макеева» ОАО «ЗМЗ» ОАО «ММК-МЕТИЗ» ОАО «Уфалейникель» ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» Областной фонд имущества ПО Маяк Павлов Приводная техника РЖД Радиозавод "Полет" Римера СОТ Сергей Лемешевский Славим человека труда ТМ10 ГСТ9 ТЭЦ-1 ТЭЦ-2 Технопарк «Новатор» УРАЛ Урал Ураллегпром Уральская кузница Фортум ЧЕЛЯБИНЕЦ КС-55732 ЧКПЗ ЧМЗ ЧМК ЧСДМ ЧТЗ ЧТЗ-Уралтрак ЧТПЗ ЧЦЗ ЧЭМК Челябинские строительно-дорожные машины Челябинский механический завод ЮУЖД ЮУТПП Южноуральская ГРЭС автозавод «Урал» автокомпоненты аукционы бережливое производство бульдозер вакансии губернатор завод инвестиции кедры комитет природопользования конкурс для молодых металлургов конкурсы координатно-измерительная машина Carl Zeiss кран ЧЕЛЯБИНЕЦ легкая промышленность лучший молодой сталевар машиностроение металлургия промышленности никель область план 2010 прицеп проверки производственная практика производство производство экструзионного профиля из алюминия промышленность профессии работодатель радиозавод «Полет» рельсобалочный стан топливо экскурсия экспертиза энергетика энергия энергосистема
Сколько стоит ремонт телевизоров LG в Екатеринбурге - подробнее здесь